Страничка педагога - психолога

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕЛИЗАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

 Нижегородская область, Сосновский муниципальный округ,

с. Елизарово. ул Школьная,42

 тел/факс: (8-831)743-14-23

E-Mail: esosh-31271@mail.ru

Страничка педагога - психолога

 

 

 

 Педагог-психолог

Пряничникова Ирина Дмитриевна

Психологическая помощь в школе

         Добро пожаловать на мою страницу

    Меня зовут Пряничникова Ирина Дмитриевна.

Я работаю школьным психологом, первый учебный год. Могу сказать, что отношение родителей к школьному психологу очень неоднозначно. Некоторые родители очень настороженно относятся  к   работе психолога. Другая  категория родителей считает немаловажным фактом то, что в современной школе есть  специалист, который на ранней стадии выявит проблемы и поможет их исправить. Поэтому и ожидания от работы психолога различны.

   К сожалению, практика работы других специалистов в данной сфере  показывает, чем позже родители обращаются к школьному психологу за консультацией, тем сложнее коррекция. Особенно, если это касается учебной деятельности.

   Хочу заверить Вас, уважаемые родители, что моя первоочередная задача "не навредить". Поэтому свою работу я строю на уважительном отношении к личности каждого клиента (взрослого или ребенка),  на полном доверии к Вам, в  надежде на то, что наша совместная  деятельность по коррекции нарушений сделает Ваших деток  успешнее и счастливее.

Приглашаю Вас к сотрудничеству.

Желаю счастья Вам и Вашим детям.

 

  • Родителям  

    Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается — успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека. Сегодня современным является человек, способный перестраиваться в соответствии с условиями окружающей жизни. Все мы разные по своим способностям, характеру, мировоззрению, по физиологическим и психическим показателям. Одни умны, другие — не очень, одни трудолюбивы, другие — ленивы, одни талантливы, другие —бездарны, одни целеустремленны, другие — разбросаны, несобранны. Равенства в природе нет. Конечно, для формирования человека в целом важно, насколько успешен он был в учении. Но еще важнее, как он себя чувствовал в школе, насколько ему было комфортно в отношениях с учителями и одноклассниками.

  В стремлении родителей обеспечить успешность своих детей рождается психоз погони за отличными отметками. Этот психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. В погоне за отметками, родители, чаще всего, не обращают внимания на личностные особенности ребенка: на его характер, темперамент, особенности нервной системы.  В результате возникают  проблемы в познавательной  и  в поведенческой сфере. И  чтобы решить эти проблемы нужно приложить много времени и сил, и , прежде всего, самим родителям

В этом разделе у вас будет возможность познакомиться с некоторыми причинами появления тех или иных проблем и  способами  их  предупреждения

 

  • Педагогам

             КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

Профессиональное выгорание представляет собой синдром,  развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к  истощению  эмоцио­нальных и личностных ресурсов работающего человека.

Главные компоненты:

1.    Чувство безразличия, эмоционального и/или физического истощения, изнеможения. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.   

2.    Деперсонализация (развитие негативного отношения к своим коллегам и воспитанникам, отгораживание от других людей). Она  предполагает цинич­ное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере де­персонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к детям и  коллегам по работе.

3.    Редукция профессиональных достижений. Она  представляет собой возник­новение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

4.    Сниженная рабочая производительность.

 Данный феномен является профессиональным. Он отражает специфику работы с людьми — профессиональной сферы, в которой был впервые об­наружен. Вместе с тем исследования последних лет позволили существенно расши­рить сферу его распространения, включив в нее профессии, не связанные с социальной сферой.

 Данный феномен является необратимым. Возникнув у человека, он продолжает развиваться, и можно только определенным образом затормозить этот процесс. Кратковременный отход от труда временно снимает действие выгорания, однако после возобновления профессиональных обязанностей оно полнос­тью восстанавливается.

Выгорание представляет собой самостоятельный феномен, не сводимый к другим состояниям, встречающимся в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия). Выгорание представляет собой длительный, «растянутый» во времени рабочий стресс. Выгорание чаще проявляется именно при работе с людьми.

Выгорание  связано с чувством неудачи и является негативным опытом

Среди факторов, вызывающих выгорание, особое место занимают индивидуаль­ные особенности личности и социально-демографические характеристики, с одной стороны, и факторы рабочей среды — с другой. Среди социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием обнаруживает возраст.

Что касается личностных особенностей, то высокий уровень выгорания тесно свя­зан с пассивными тактиками сопротивления, внешним «локусом контроля», низкой степенью личностной выносливости.  Выгорание  сопровождается  агрессивностью, тревожностью.  Полностью  притупляет чувство групповой сплоченности.

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие как:

  1.     Чувство постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

  2.    Ощущение эмоционального и физического истощения;

  3.   Снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

  4.    Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гармональных показателей);

  5.   Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

  6.   Резкая потеря или резкое увеличение веса;

  7.   Полная или  частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);

  •   Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

  •  Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

  • Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;

  • Возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин.

К  социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции как:

  1. Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

  2.  Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

  3. Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);

  4.  Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

  5.  Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так , как надо»);

  6.  Чувство гиперответственности и постоянное  чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;

  7.  Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится».

К  поведенческим симптомам  профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  1.   Ощущение, что работа становится все тяжелее и  тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;

  2.   Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит, либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

  3.   Вне зависимости от объективной  необходимости  работник постоянно берет работу домой, но дома  ее не делает;

  4.  Руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснения себе и другим;

  5.  Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

  6.   Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

  7.  Дистанцированность от сотрудников и  воспитанников, повышение неадекватной критичности;

  8.  Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание  выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Таким образом, профессия может существенным образом менять характер челове­ка, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям.

Трудность борь­бы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником. Поэтому  очень важно знать о возможных послед­ствиях этого явления и  не бояться  прохождения тестирования на проф. выгорание чтобы более объективно относиться к своим недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни.

 

Среди факторов рабочей среды, которые  снижают возможность профессионального выгорания наиболее важными являются:

1.         степень самостоятельности и независимости сотрудника в выполнении своей работы;

2.          наличие социальной поддержки от коллег и руководства,

3.          возможность участвовать в принятии решений, важных для организации.

 

Как избежать профессионального выгорания: восемь советов :

1) Делайте перерывы для «размышлений» в течение дня, чтобы контролировать свои мысли. На чем вы сосредотачиваетесь? Что вы чувствуете? Ровное ли у вас дыхание? Вы можете выбирать, что думать и чувствовать, но только если задумываетесь над этим.

 2) Учитесь делегировать и говорить «нет» без угрызений совести. Расставьте приоритеты и решите, что сейчас важнее для достижения вашей цели. Так вы сможете понять, что можно отложить «на потом».

 3) Просите то, что вам нужно. Если люди подгоняют вас, игнорируют и не уважают вас и ваше время, определите, что вам нужно от них, и попросите у них это. Затем попросите еще раз, если понадобится.

 4) Расслабьтесь. Идите медленнее. Говорите медленнее. Ешьте медленнее. Слушайте больше.

 5) Не разменивайтесь по мелочам. Обращайте внимание на то, что вас раздражает, и затем решайте, с чем работать и из-за чего волноваться.

 6) Сознательно ищите плюсы в ситуациях вместо того, чтобы обращать внимание на минусы.

 7) Обеспечьте свои тылы: создайте прочную опору в лице семьи и друзей. Проводите время с теми людьми, которые уверены в вас и поддерживают ваше стремление к развитию.

 8) Занимайтесь той деятельностью, которая помогает избавиться от плохого настроения, например, зарядкой, танцами, спортом и прослушиванием любимой музыки.

 

Литература: В.Н. Дружинин.  Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов. Санкт-Петербург, Москва • Харьков • Минск/ 2001.

Уважаемые коллеги, на этой страничке вы можете ознакомиться  с материалами, которые  я использую в работе.

  Диагностический материал  

 

  • Обучающимся

                                            Памятка для учащихся

                               КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ?

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.

2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.

3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.

4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

5. Научись с помощью компьютера находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.

6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.

8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.

9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.

10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.

11. Убери со стола все лишнее - то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.

12. Между выполнением домашних заданий по разным предметам делай перерывы.

13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.

14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.

15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.

16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.

18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод "5 П", разработанный американскими психологами.1 По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.

МЕТОД "5 П".

   1 П - Просмотри текст (бегло).

2 П - Придумай к нему вопросы.

3 П - Пометь карандашом самые важные места.

4 П - Перескажи текст.

5 П - Просмотри текст повторно.

 План психологического сопровождения образовательного процесса

 

 

   

Дата последнего обновления страницы 19.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения